Пока внимание общественности отвлечено возней вокруг электронных библиотек, особо одаренные компании уже под шумок регистрируют общеупотребительные фразы в качестве товарных знаков.
Вдумайтесь в следующий факт. 22 сентября 2005 года компания «Аэрофлот» получила исключительное право на товарный знак «Искренне Ваш» в русском и английском варианте (Sincerely Yours).
Даже не «Искренне Ваш, Аэрофлот» а именно краткая форма – «Искренне Ваш»!
В пресс-службе «Аэрофлота» поясняют, что принадлежат права на эти товарные знаки по всем группам товаров и услуг. Другими словами, коммерческое использование общеупотребительного выражения «Искренне Ваш» запрещено не только на авиационном рынке, но и в любой другой сфере деятельности!
Конечно, запрещено только коммерческое использование. И подписывать письма «Искренне Ваш» по-прежнему можно свободно. Но что мы теперь испытывать, зная, что эта фраза – теперь не обычное выражение симпатии, а зарегистрированный товарный знак?
А что, если завтра, кто-то зарегистрирует торговые знаки «Спасибо!», «Здравствуй», «Мама», «Папа», «Я»… ? Как мы будем жить в мире, где каждое наше слово будет какой-то торговой маркой?
ОБНОВЛЕНИЕ: Уже зарегистрированными торговым знаком является фраза Я тебя люблю! и ряд других.
Теперь давайте откроем Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и посмотрим, что может означать коммерческое использование.
Глава 1, статья 4. Исключительное право на товарный знак.
Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:
— на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
— при выполнении работ, оказании услуг;
— на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
— в предложениях к продаже товаров;
— в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.
…Глава 4, статья 22. Использование товарного знака и последствия его неиспользования
1. Использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора в соответствии со статьей 26 настоящего Закона.
Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации, при наличии уважительных причин неприменения товарного знака на товарах и (или) их упаковке.
Как все это теперь прикажете понимать???
И это, возможно, значит, что если вы лично напишете кому-то коммерческое предложение и в конце напишите «Искренне Ваш» — то вполне вероятно, добрый дядя Аэрофлот может подать на вас в суд. А как же? Ведь ваше письмо будет коммерческим, а значит и фразу вы использовали в коммерческих целях.
И, возможно, вам теперь лучше забыть о фразе «Искренне Ваш» на инструкциях и в обращениях к пользователям. Вам лучше не подписываться «Искренне Ваша, Служба Поддержки» или «Искренне Ваш, Отдел Сбыта», чтобы не нарушать законы.
Много вопросов возникает не только у меня. В заметке на сайте «Инновации и Предпринимательство» тоже можно уловить вопросительную нотку.
Но есть небольшое утешение — патентные поверенные говорят, что через три года действия перевозчика можно будет оспорить. Патентный поверенный Лариса Лысенко из компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» заявляет что по истечении трех лет любой желающий сможет оспорить в Роспатенте монополию авиакомпании на это словосочетание. «Для этого нужно доказать, что «Аэрофлот» не использует товарные знаки по всем группам товаров и услуг»,- поясняет юрист.
А тем временем, журнал «Секрет Фирмы» уже проводит опрос бизнесменов, на тему «Какие слова вы бы запатентовали?». И вот что они отвечают.
Сергей Ражев, генеральный директор компнии Penny Lane Consulting:
…можно смело патентовать все слова и выражения, несущие положительную эмоциональную окраску: «Вместе и навсегда», «Хорошо», «Счастливого пути», «С любовью», «С уважением», «Только так».
Виталий Власов, генеральный директор сети аптек «Первая помощь»:
Мы бы в свою очередь запатентовали название «Первая помощь».
Марк Гройсман, глава представительства группы компаний «Савацкий»:
Если бы было возможно, я зарегистрировал бы слова «Я люблю тебя».
Все, приехали! Или мы что-то делаем с патентными бюро, или…
Добро пожаловать в век тоталитарного копирайта!!!
ИСКРЕННЕ ВАШ, Z.
О новости мы узнали из бумажного журнала «Секрет Фирмы» №37 (124)(03.10-09.10.2005) страницы 14, 19
Онлайновые ссылки:
0. Юридически это ничем не грозит частным лицам
2. «Секрет Фирмы» — «Аэрофлот» запатентовал улыбку, триколор и признание «Искренне Ваш»
4. Заметка на сайте Инновации и предпринимательство:
5. Номер патента — 290378
Посты на Блогге по этой же теме: